«Иное предусмотренное договором долевого строительства» должно увеличивать объем прав потребителя, но никак не ущемлять их

Верховный суд РФ указал (Дело № А56-44694/2019) на «диспозитивную императивность» законодательства в области долевого строительства. То есть, диспозитивность, заложенная в специальных нормах регулирующих отношения связанные с долевым строительством, даёт возможность только расширять объем прав потребителя, чем это предусмотрено законодательством о защите прав потребителей, улучшая тем самым положение потребителя, а не ухудшая его.

Речь шла о пунктах договора долевого строительства, которые могут показаться потребителю скопированными из Закона № 2301-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...», но изменёнными либо «урезанными» в пользу застройщика. Например, в договоре было указанно, что гарантийный срок для объекта, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящих в состав объекта, составляет 5 (пять) лет и начинает исчисляться со дня сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию, хотя Закон устанавливает исчисление гарантийного срока со дня передачи объекта долевого строительства потребителю (ч. 5 ст. 7 Закона № 214-ФЗ). Также застройщик оставил потребителю только право требовать от него безвозмездного устранения недостатков в разумный срок в случае если объект будет построен с недостатками. Хотя Законом предусмотрено еще соразмерное уменьшения цены договора и возмещение своих расходов на устранение недостатков (ч. 2 ст. 7 Закона № 214-ФЗ). При этом в обоих случаях нормы Закона содержат формулировки «если иное не установлено договором», но договором не может быть предусмотрен меньший объем прав, чем законодательством о защите прав потребителей.

Напишите нам