Подсудность исков к «Фейсбуку»
Многие IT компании не имеют официального представительства в РФ. Например, «Facebook inc.», «Twitter», заблокированный «LinkedIn» (хотя владельцем компании является Microsoft, у которого есть представительство в России, тот же Telegram, по официальным данным, не имеют филиалов в России. Соответственно возникает вопрос об определении подсудности споров с определенной социальной сетью.
ВС РФ указал, в деле № 5-КГ20-49 какие нормы о подсудности необходимо применять в споре с «Фейсбуком». В соответствии с частью 3 статьи 402 ГПК РФ суды в РФ вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
➖ответчик распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ (пункт 2);
➖иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ (пункт 6);
➖по делу о защите прав субъекта персональных данных истец имеет место жительства в РФ (пункт 10).
Положения статьи 29 дают право истцу по делам о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда обращаться в суд по месту жительства истца. В спорах вытекающих из договоров, в которых указано место их исполнения обращаться по месту исполнения такого договора.